Проповеди, заметки

23 января 2022 г.

Проповедь иерея Олега Митчицкова в Неделю 31-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня за воскресной литургией мы слышали следующий Евангельский отрывок: «Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею, и оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Во-первых, интересно отметить то, что в этом евангельском сюжете апостол Матфей подчёркивает, что Иисус оставил Назарет и «поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых». Эта перемена места жительства Иисуса Христа, очевидно, была важна для евангелиста по той причине, что в этом событии он увидел исполнение древнего обетования, которое было дано Галилее через пророка Исаию. Дело в том, что Галилея в 8 веке до Р.Х. испытала великое бедствие: «тогда большинство её населения было взято в плен ассирийцами, а земля заселена язычниками» (4 Цар 17). Когда Иисус переселился из Назарета в Капернаум, тогда Бог «сдержал» то обещание, которое Он высказал через пророка Исаию: «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис 9,1-2).

 Во-вторых, обратим внимание на последние и, как мне кажется, главные слова этого отрывка: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Публичная деятельность Иисуса Христа началась после ареста Иоанна Крестителя, которого бросил в темницу Ирод Антипа. Иоанн Креститель был посажен в темницу за то, что он публично обличал Ирода в безнравственном и беззаконном поведении. Однако, опасно обличать восточного деспота, и смелость Иоанна Крестителя привела его сначала в тюрьму, а потом к смерти.

Если Иоанн Креститель действовал в иудейской пустыне, куда должны были приходить люди, то Иисус отправился в Галилею, Сам пошёл к людям. Жизнь Господа проходила теперь не в безлюдной, дикой, сухой пустыне, но в населённой Галилее, где Он возвещал Евангелие, то есть Благую весть Божию. Евангелист Матфей сообщает нам самое основное в этой Благой Вести: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!».

К слову сказать, мы довольно часто употребляем в церковной риторике слово «покаяние», и, поэтому, не будет лишним вспомнить значение этого важного слова. Покая́ние (др.-греч. μετάνοια — букв. — «изменение мыслей», от μετα- — приставка, обозначающая «изменение, перемена» и νόος, νοῦς — «мысль, ум, разум; мнение, образ мыслей») — термин в христианстве, означающий осознание грешником своих грехов перед Богом. Как правило, покаяние сопровождается радикальным пересмотром своих взглядов и системы ценностей. Результат покаяния — решение об отказе от греха.  Помимо этого покаяние рассматривается и как скоротечное решение, и как процесс, длящийся всю жизнь.

Иными словами, Господь призывает нас к покаянию, которое выражается не только в сокрушении сердца. Он говорит о покаянии, как о великой внутренней, мировоззренческой, духовной, нравственной перемене, которая должна произойти с каждым из нас.

Однако, следует заметить, что в дальнейшем  слово «покаяние» в устах Христа принимает иной смысл. Он желает большего, поэтому Господь призывает Своих последователей не только каяться, оглядываясь в прошлое, но и устремляться вперёд, следовать за Ним. В Евангелии от Луки об этом прямо сказано: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк 9,62).

Итак, возлюбленные во Христе братья и сёстры, принеся достойные плоды покаяния, устремимся вперёд к большему, следуя за Господом, достигая Царства Божьего, которое не только приблизилось, а уже пришло вместе с Ним и посреди нас!  Аминь!

 

 

 

 

 

Календарь
9 сентября 2024 г. ( 27 августа ст.ст.), понедельник.
Преподобный Пимен Великий.
Прп. Пимена Великого. Свт. Осии исп., еп. Кордувийского. Свт. Ливерия исп. папы Римского. Прп. Пимена Палестинского. Прпп. сщмч. Кукши и ученика его мч. Никона и прп. Пимена постника, Печерских. Прп. Саввы. Мц. Анфисы Новой. Сщмч. Стефана пресвитера и с ним 18-ти мучеников. Сщмч. Павла пресвитера. Сщмчч. Иоанна, Иоанна пресвитеров и прмч. Мефодия. Сщмч. Александра пресвитера. Сщмч. Владимира пресвитера.


Карта сайта

© Ижевская и Удмуртская епархия Русской Православной Церкви,
Собор Святой Троицы, 2011 - гг.