Проповеди, заметки
- 06 декабря 2021 г.
Проповедь иерея Олега Митчицкова в Неделю 24-ю по Пятидесятнице
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Однажды к Иисусу Христу обратился некий человек с просьбой разделить между ним и братом наследство. Просьба о разделении имущества послужила новым поводом Христу к предостережению слушателей от недуга стяжательства, т.е. страсти к приобретению материальных благ. В этой связи, Спаситель привёл притчу о неблагоразумном богаче, которая в очередной раз заставляет нас задуматься об отношении к богатству. Не так давно мы уже рассуждали на данную тему, рассматривая притчу о богаче и Лазаре. Нужно заметить, что вопрос об отношении к богатству нередко звучит в Евангелии. Судя по всему, этот вопрос далеко не праздный и стоит снова остановиться на нем. Для этого давайте вспомним содержание сегодняшнего Евангелия: «У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». Бог сказал неблагоразумному богачу: «...безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?».
В реалиях нашего времени существует множество экономических теорий, формул и моделей, позволяющих спланировать и спрогнозировать свой успешный бизнес на несколько лет вперед. Однако же, вопрос, поставленный Господом в конце сегодняшней притчи, остается все также актуальным, не давая покоя многим богатым и по сей день.
Еще задолго до Рождества Христова сказочно богатый Соломон, размышляя над этим вопросом, говорил: «Всё – суета и томление духа! И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня. И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем. И это – суета!» (Еккл.2: 17–19).
К слову сказать, даже римский философ Сенека в письме о внезапной смерти одного богатого знакомого писал: «Как глупо строить планы в жизни! Мы не можем распоряжаться собою даже на завтра! Каково же безумие тех, которые тешат себя надеждами на отдалённое будущее!».
Расскажу случай, который имел место в моей жизни. Однажды я разговаривал на духовные темы с достаточно богатым и состоятельным человеком. Он задал мне вопрос о том, как совместить бизнес с религиозной жизнью? В заданном вопросе ощущалась как бы некая несовместимость этих двух процессов. В ответ мне вспомнилось отношение к богатству дореволюционных бизнесменов нашей страны, имею ввиду купеческое сословие. Представители этого сословия были, как правило, выходцами из крестьян и были довольно религиозны. Заработанное и накопленное богатство они справедливо рассматривали как Божий дар, которым еще нужно было правильно распорядиться. Они давали себе отчет в том, что они только приставники у Господа в распределении материальных благ. Они понимали, что будут отвечать перед Богом за вверенное им имущество. Именно поэтому, мы видим из истории, сколько ими было построено храмов и богоделен, различных приютов и гимназий, различных социальных объектов, которые существуют и сегодня. Безусловно, все это указывало на их правильные религиозное мироощущение и иерархию ценностей. Для них поставленный выше вопрос был очевиден. Они богатели в Бога, не забывая заповедь о ближнем и о необходимой десятине от доходов. Их суммы пожертвований были колоссальными и не подчинялись строгому рационализму.
Думаю, что вышеуказанные примеры послужат к нашему с вами назиданию.
Будем же богатеть в Бога, а не только для себя, дабы не удостоиться нам той же плачевной участи упомянутого сегодня богача. Аминь!